воскресенье, 27 января 2013 г.

Обережная куколка "Крупеничка", Анатолийский вариант

Вот и у меня сшилась-вышилась, набилась, собралась куколка "Крупеничка", совместный пошив которой объявила в своём блоге  Алёна .
  Моя крупеничка не славянская. Сейчас расскажу почему.



Работая над куколкой, я использовала традиционное турецкое кружево ойя. Им обвязаны платочки Крупенички. На голове у моей куколки два платка: нижний тёмно-синий и верхний ярко-оранжевый. Турецкие женщины любят всё яркое.  Ткани на платках натуральные - тонкий батист. Здесь его называют тюрбент. Ткани на платках с ярким цветочным принтом.
 Набита моя куколка особой пшеничной крупой,  используемую для приготовления сладости ашура, которую подают в особый религиозный праздник День Ашуры. 
В вышивке я использовала традиционные анатолийские мотивы.
Водная дорожка (su yolu)  или завитки.

Значение мотива: вода  это символ  возрождения, физического и духовного обновления, непрерывности жизни, плодородия, благородства, мудрости, символ чистоты и добродетели. Вода является наиболее эффективным символом очищения. Также  вода - это  источник жизни и смерти.  В Анатолии символу воды предавалось большое значение, так как считалась, что  вода - сама жизнь. Здесь, в Турции, есть такое выражение: "любить, как воду".  Без воды - смерть.
Второй мотив Репейник (pıtrak) - ромб.
Значение:  лопух, а точнее его плоды - репейник, цепляются за шерсть животных, одежду, эти плоды можно найти в мешках с зерном. " Прицепился, как репей", говорят турки. И в тоже время репейник используют для изгнания джиннов и от сглаза. Помимо этого растительные мотивы - это символ беракята, достатка.








Пояс традиционно красный - символ достатка и жизни. На поясе назар бонджук , бусина от сглаза, которую также называют " волчьим глазом".
Вот такая у меня получилась Крупеничка тройного действия: на достаток, для здоровья, от сглаза.
Но не в кукле сила! Сила в вере и Сила у Бога. 
Когда делала её, то читала особую молитву из Корана: суру ан-Нас, "Люди"
Куле узу би рабби ннэс,
мелики ннэс иляхи ннэс.
Мин шшерри вэсвэсиль ханнэс
Аллези йу вэсвиссю
фи су дуриннэс
минель джиннэти вэннэс.

Скажи " Прибегаю к защите Господа людей
Царя людей,
Бога людей, от зла искусителя отступающего при  поминании Аллаха,
который наущает в груди людей
и бывает из джиннов и людей.

Куколку свою поставила на видное место, как украшалочку дома и символ Анатолийской культуры.

19 комментариев:

  1. Галина, Вы меня поразили в самое сердце! Куколка Ваша чудесная! Я когда на фотографии посмотрела - на сердце тепло стало - она просто невероятная получилась! Сразу видно, что с характером. Поздравляю с такой помощницей и спасибо за участие в СП!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое и за подробный мастер-класс и за такой интересный проект.

      Удалить
  2. Галина, очаровательная у Вас девушка получилась!

    ОтветитьУдалить
  3. ох и красавишна получилась...ну и что с того, что не славянка...турчаночка....будет дом оберегать))))) яркая, красивая


    я свою сегодня в блоге выложу, заглядывайте

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое. Обязательно загляну в ваш блог.

      Удалить
  4. красивая кукла.
    вот вроде религии разные, народы разные, а как посмотреть.
    ведь все едино, все равно мы с одного теста слепленные, просто одно и тоже разными именами называем.

    крупеничка просто шикарная.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень приятно читать такие слова. Культуры многих народов похожи, а уж русского и тюркского тем более. Так уж исторически сложилось.

      Удалить
  5. Какая интересная получилась! По восточному прекрасна:) Пусть ваш дом и семью оберегает от печалей и невзгод, и конечно же Господь.

    ОтветитьУдалить
  6. Пусть ваши дома и семьи хранит Господь.

    ОтветитьУдалить
  7. Галя, а меня такие глазки есть:) 3! я сыночку и дочке к куртке прикрепила с верой в лучшее:)
    Нам знакомая в магазине тканей подарила, она из Турции нитки везёт, а эти глазки в каждый пакет ложат в Турции:)
    Крупеничка-просто супер, с ТВОИМ особым, оригинальным характером и смыслом! Ты умница-каждую вещь умеешь наделить своей верой и любовью! Удачи Тебе и любви:)

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо, Алёнушка. А вера она не в камушках, а в сердце...))))). Всегда рада видеть тебя в своём бложике и жду твоих новых работ.

    ОтветитьУдалить
  9. ГАЛИНА. ОЙ, уже все красивости и притности тебе написали. Но я ещё раз. думаю, что лишнего не будет. КУКЛА ИЗУМИТЕЛЬНАЯ.... А нарядная, так не то слово. И как Алёна правильно глаголет, что каждую вещь умеешь наделить своей верой и любовью. Как точно СКАЗАНО. Как правильно написано. И как видна во всём у тебя любовь ....

    ОтветитьУдалить
  10. Спасибо, Тамара. Сколько приятных, добрых слов сказано о моей куколке. А от таких слов хочется творить, творить...

    ОтветитьУдалить
  11. Какая интересная получилась куколка! Одухотворённая. Наполненная смыслом, надеждами, добром. Такую как семейный оберег нужно передавать следующим поколениям. Вот будет потом твоя внучка говорить своей внучке: "А эту куколку делала ещё бабушка Галя. Эта кукла не простая! Смотри, этот узор означает..."

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ухаха.. Да уж.. Скажешь тоже)))))).. А вот внучку мне хочется.. маленькую.

      Удалить
    2. А вообще мне приятно, что моя куклёна понравилась.

      Удалить
  12. До чего же было интересно почитать про анатолийскую крупеничку! Спасибо за небольшой культурный экскурс =) А уж куколка истинно красавица! Радует глаз - яркая, многослойная, гармоничная. Очень нравится!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое. Мне самой было интересно узнать что-то новенькое о той земле, которая меня радушно приняла.

      Удалить